Лики Воронежа
Выставочный зал "Лики Воронежа "
Воронеж, просп. Революции, 23
Телефон: (473) 252-72-36
Заказать звонок
История фарфоровой статуэтки 26.04.2018

История фарфоровой статуэтки

Во все времена человек стремился украсить свое жилище разнообразными фигурками и статуэтками, даже в период пещер и мамонтов. Первые статуэтки были из глины, дерева и кости, затем их разнообразили металлом. Преобладающими в доисторические времена были фигурки богов и духов, как атрибуты религии, но не менее любимы и милые украшения, предназначенные для украшения быта.

Фарфоровые статуэтки впервые были созданы в Китае – родине фарфора. С тех пор, как эти миниатюрные изделия попали в Европу, они сразу же стали популярны. Фарфор ценился наравне с драгоценным металлом и даже назывался «белым золотом».

Статуэтки из этого материала были признаком роскоши и престижа, показателем статуса. Позволить себе приобрести фарфоровые статуэтки мог далеко не каждый, но изящество форм и утонченность в изготовлении притягивали к ним взгляды, а любители прекрасного не могли отказать себе в этом украшении интерьера.

Благодаря своим эстетическим свойствам, качеству фарфора, статуэтки попали в поле зрения коллекционеров. А разнообразие тематики, разноцветная живопись, динамика фигурок сделали их любимым предметами коллекционирования.

Секрет создания фарфора открылся для Европы в 1709 году, тогда и начался настоящий бум собирательства фарфоровых фигурок. Первые европейские статуэтки походили на китайские и японские, но уже к середине XVIII века формируется оригинальный классический стиль европейских фарфоровых статуэток.

Композиции создавались на основе произведений известных художников, а среди образов были танцоры и балерины, дамы и кавалеры, циркачи, музыканты, театральные сценки. В изящном фарфоре все это воплощалось особенно живо.


Особо поспособствовала развитию фарфоровой статуэтки Мейсенская фарфоровая мануфактура. Модельер мануфактуры Иоганн Иоахим Кендлер создал стиль рококо, что невероятно понравилось дамам, которые украшали ими свои будуары и залы, а также они привлекли внимание коллекционеров.

Статуэтки стали выпускаться Мейсенской мануфактурой в наборах вместе со столовыми сервизами, причем часто они несли практическое назначение – солонки, перечницы, флакона для уксуса.

Кендлер положил новое направление в развитии фарфоровой статуэтки, когда китайская тематика окончательно отошла на второй план, а лидирующими образами стали пастухи и пастушки, охотники и танцовщицы, а также сцены любовные и придворная жизнь.

Есть серии, которые пережили своего создателя Кендлера на века и до сих пор выпускаются фарфоровыми фабриками Германии и других европейских стран.

Таковой, например, является, коллекция статуэток «Обезьяний оркестр», созданная в 1766 году, которая и до сих пор популярна среди коллекционеров фарфоровых статуэток, а последний раз она выпускалась в 50-х годах XX века Мейсонской мануфактурой.

Не менее популярными были фарфоровые статуэтки итальянской фабрики Каподимонте, выпускавшей статуэтки в стиле рококо. На этой фабрике так же создавались фигурки пастухов, танцовщиц и горожан, а также ценились образы святых и портретные бюсты (например, бюст Марата).

Во Франции прославилась Севрская фарфоровая мануфактура, выпускавшая статуэтки по образцам античных памятников, а также весьма популярны были фигурки эротического характера. Модели для Севрской мануфактуры разрабатывали известные скульпторы (Фальконе, Буазо, Клодион), а роспись исполнялась в стиле Буше.

Фарфоровые статуэтки могут многое рассказать об истории, в том числе об истории моды на одежду, макияж, поведение, стиль жизни.

За последние три столетия не один раз изменялись эстетические пристрастия, приходила и уходила мода на фарфор. Но фарфоровые статуэтки всегда оставались теми предметами, присутствие которых в интерьере оценивалось как образец изящного вкуса и чувство стиля.


Возврат к списку

Заполните форму
'asib:main.callback' is not a component