15.12.2021
"Ворота города"
Сегодняшний главный железнодорожный вокзал нашего города «Воронеж I» имеет за плечами почти 150-летнюю историю. Новая ж/д-станция была торжественно открыта 30 января 1968 года. От нее первым из Воронежа отправился в Москву пассажирский поезд. В дальнейшем составы курсировали в наш город из Ростова, Козлова (ныне Мичуринск), Графской, Рамони и еще множества других населенных пунктов. Железнодорожная станция представляла из себя двухэтажное строение, где около центрального входа было подобие стоянки для конных экипажей. Учитывая губернский статус Воронежа, объект был довольно оживленным.
В 1942-1943 годах во время оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками старое здание станции было взорвано.
В 1945 году власти приступили к восстановлению Воронежа. Первым делом было решено соорудить временное здание вокзала. Оно стояло в городе почти десять лет, пока, наконец, не была возведена капитальная постройка.
Новый вокзал построили в 1954 году по проекту московского архитектора В.Ф. Скаржинского под руководством действительного члена Академии архитектуры СССР К.С. Алабяна.
По замыслу зодчего появилась постройка, где длина фасада составляла 100 метров. В стены было уложено почти 14 миллионов кирпичей. Внутри же вокзала были стены матового вишневого цвета, своды отделаны лепниной, пилястры – светлым мрамором, а на пути к платформам стояла остекленная арка. На крыше вокзала стояли популярные в советское время образы рабочего и колхозницы, учителя, летчика.
Сейчас это двухэтажное здание, расположенное параллельно железнодорожным путям. Со стороны платформ фасад представляет собой высокую стеклянную арку с витражом, со стороны города фасад имеет подковообразную форму и выдается на площадь Черняховского.
Главное украшение здание - скульптуры фасада, всего их 14. Первоначально они были бетонными, но со временем стали ветшать и представлять опасность для прохожих, поэтому в 1996 году их заменили на точные медные копии. Вокзальный интерьер украшен витиеватой лепниной и мрамором. Благодаря светло-желтому цвету, продуманным пропорциям и прорисованным деталям здание имеет внушительный и парадный облик. Не случайно это здание является одним из символов города и изображено на фантиках знаменитых «Воронежских конфет».